Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

Персональный сайт учителя-логопеда

Касаткиной Елены Владимировны

 

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ.

В культурно-исторической концепции Л.С.Выготского понятие «возраста» основывается на ряде представлений, в том числе на представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо вести речь об относительном характере социального портрета ребенка дошкольного возраста. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять и  на представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ  включают в себя:

  • промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими основной общеобразовательной программы;

  • итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ  (далее — система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осу­ществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллекту­альные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребен­ком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных ме­тодик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирова­ния и др. В  системе мониторинга сочетаются низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализо­ванные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.), обеспе­чивающие объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых про­межуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Необхоимо отметить, что в групах с детьми раннего возраста целесообразно использовать диагностику нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни (К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной).

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения.

Предлагаемые ниже 2 вида таблиц по каждой возрастной группе (мониторинг интегративных качеств личности и мониторинг образовательного процесса) разработаны Н.В. Верещагиной с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам образовательной деятельности и с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с детьми 1,5-7 лет с нормальным и нарушенным развитием.

Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка». Количественная характеристика баллов представлена в приложении к мониторингу каждого вида.

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.    

       Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

  • Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей.

  • Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения Программы в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ.

 Образцы таблиц мониторинга:

По итогам мониторинга на каждого воспитанника составляется карта индивидуального образовательного маршрута, где определяются цели и задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств личности, а также умений и навыков по тем разделам  ООП ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. Например: в соответствии с низкими показателями по интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от поведения ребенка указывается следующее:  «Затрудняется изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т.п.

В графе «Используемые технологии и методики» указываются методические материалы (литература, дидактические пособия и игры), которые используются педагогами в своей работе.

Заполнение графы «Ожидаемые результаты»  включает составляющие компоненты тех интегративных качеств, умений и навыков детей, при мониторинге которых были получены наиболее низкие показатели. Например: «Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, конструктивных способов взаимодействия с детьми и со взрослыми». Эту графу предпочтительно начинать с существительного, образованного от глагола, указанного в критериях мониторинга.

Графа «Примерные сроки достижения результатов» заполняется в зависимости от уровня развития ребенка сроком на 1 год.

При осуществлении повторного мониторинга в мае учебного года заполняется последняя графа «Критерии оценки эффективности проведенной работы», где  кратко описывается то, чего ребенок смог достичь за данный промежуток времени в результате проведенной педагогической работы. Например: «Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей» и т.д.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»