Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14

Персональный сайт учителя-логопеда

Касаткиной Елены Владимировны

 

Годовое планирование деятельности

учителя-логопеда в МДОУ 

"Детский сад №14 общеразвивающего вида".

       Коррекционно-развивающая работа с детьми 6 - 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является составной частью образовательного процесса специальной группы детского сада, предусматривающего полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

     Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Планирование коррекционно-развивающей работы во всех пяти направлениях  развития и образования детей дошкольного возраста (образовательных областях – в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

     Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и медицинской сестры. При этом особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка, предусмотренному основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в психическом развитии детей, обеспечивающих социальную успешность детей (Схема 1).

      Планирование и содержание коррекционно-развивающей работы  с детьми с общим недоразвитием речи:

  • определяется     коррекционной    программой    Т.Б.Филичевой,   Г.В.Чиркиной Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993), программно-методическими рекомендациями Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (М., 2009) и ряда авторов (Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Г.А.Волкова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская и др.);

  • обеспечивает единство обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • строится с учетом возраста детей от 6 до 7 лет и структурой их речевого недоразвития. 

     При построении системы коррекционно-логопедической работы  с данной категорией детей учитываются общедидактические принципы, отражающие общие закономерности усвоения речи (М.М.Алексеева, Л.П.Федоренко, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

  2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев). При этом осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
  4. Принцип обогащения мотивации речевых умений.
  5. Принцип природосообразности.
  6. Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка. 
  7. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
  8. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка. 
  9. Принцип интеграции усилий специалистов. 
  10. Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. 
  11.  Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала. 
  12. Принцип постепенности подачи учебного материала. 

  13. Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

       В основу организации образовательного процесса с детьми 6-7 лет, имеющих ОНР, положены следующие принципы коррекцинно-развивающего воздействия (Р.Е.Левина):

  1. Учет закономерностей развития детской речи в условиях онтогенеза.

  2. Анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.

  3. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

  4. Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языковой системы.

  5. Дифференцированный подход к содержанию, направлению и приемам  коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различную структуру речевого нарушения.

  6. Учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают взаимозависимость формирования речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.

       Основные условия эффективности коррекционно-развивающего воздействия  заключаются в следующем:

  • коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях;

  • необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы: фонетико-фонематической стороной речи и лексико-грамматическим строем;

  • установление оптимального соотношения фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения;

  • развитие у детей максимальной речемыслительной активности и самостоятельности путем подбора игр и упражнений;

  • обязательное протекание коррекционного обучения в атмосфере доброжелательности с положительным эмоциональным откликом детей. 

     Цель коррекционно-развивающей работы: коррекция общего недоразвития речи путем использования поэтапной системы формирования речи   и предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

 

     Задачи коррекционно-развивающей работы:    

  1. Формировать у детей связную, грамматически правильную речь, фонетическую систему языка и элементы грамоты с целью подготовки значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе. 

  2. Воспитывать интерес к занятиям, укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью. 

  3. Развивать познавательную активность и познавательные интересы детей, совершенствовать деятельность сохранных анализаторов с целью благоприятного развития компенсаторных возможностей дошкольников.

  4. Корригировать недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленные особенностями речевого дефекта.

  5. Оптимизировать коррекционно-логопедическую работу как развивающую индивидуально-ориентированную систему воспитания и обучения путем подбора учебно-дидактического материала и коррекционных упражнений, стимулирующих и регулирующих мыслительную и речевую деятельность детей и содержащих элементы занимательности и игры.

  6. Совершенствовать диагностический инструментарий,  методы и приемы коррекции и развития слоговой структуры слова и ее предпосылок как составной части устранения речевых дефектов.

  7. Пополнять оборудование логопедического кабинета и речевых зон групп за счет собственного творчества и помощи родителей.

  8. Использовать различные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью развития коммуникативной компетентности детей всех возрастных групп в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

      Реализация данных требований достигается через постановку образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, осуществляемых логопедом, воспитателями и музыкальным руководителем на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также в совместной деятельности взрослых с детьми. В детском саду создан единый речевой режим в виде контроля над речью детей в течение всего дня.

         Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ФГОС дошкольного образования носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Годовое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (подготовительная к школе логопедическая группа).

Отчеты об эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (подготовительная к школе логопедическая группа).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»